“Ночной дозор” – это не только роман Сергея Лукьяненко и фильм, снятый по его мотивам. Прежде всего, это знаменитое картина Рембрандта. Изначально картина называлась – “Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбурга” и лишь позднее в 1806 году, когда она была передана в музей, ей присвоили название “Ночной дозор”. Полотно было написано для парадного зала в новом здании амстердамской стрелковой гильдии. Сейчас для картины Рембрандта предоставлен специальный зал в Рейксмузее в Амстердаме.
Рембрандт принял заказ на создание группового портрета отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока в 1642 году. К тому времени художник уже сумел завоевать популярность и известность, его работы высоко ценились. Капитан Франс Баннинг был влиятельным и богатым человеком, что в дальнейшем, как выяснилось, усугубит ситуацию.
Групповой портрет был в те времена одним из самых распространенных жанров живописи в Голландии. Такие портреты, например, профессионально исполнял небезызвестный Франс Хальс. По традиции, персонажей Рембрандта следовало бы показать стоящими или сидящими вокруг большого стола, на фоне богатого зала, в парадных одеждах и в величественных позах. Рембрандт же нарушил канон во всём, изобразив отряд, следующий нестройной колонной по улице.
В центре картины, освещаемый яркими лучами света капитан стрелков, рядом с ним лейтенант Виллем ван Рейтенбурх. Следуя во главе отряда, они первые появляются из-под неосвещенных сводов массивной арки и ступают на мост, переброшенный через один из множества амстердамских каналов. Блики отраженного света играют вспышками на одеждах и оружии. У каждого есть своя задача. Знаменосец вскидывает знамя, барабанщик отбивает марш, а один из стрелков заряжает мушкет. В такой боевой готовности отряд движется либо на стрельбища, либо поднят по тревоге.
Имена 18 стрелков известны истории – они написаны в картуше на своде арки. Но на картине присутствует 24 фигуры. Нет ясности, четкости и простоты, присущих этому жанру живописи, кроме того не рассматриваемы многие лица персонажей. Существует интересная теория, будто на картине автор разместил портреты только тех стрелков, которые добросовестно внесли требуемую плату за работу.
Как уже было сказано, в центре внимания находятся фигуры капитана и лейтенанта стрелкового отряда. Но так было не всегда – в XVIII веке часть полотна было обрезана. На картине присутствует ещё один очень любопытный персонаж – девочка или карлица в драгоценном платье и золотистыми сияющими волосами. В чертах её лица некоторые угадывают Саскию (жену автора). Она бежит сквозь строй стрелков как фантасмагорическое видение, к поясу её зачем-то привязан петух. Одни исследователи склонны угадывать в этом часть тайны «Ночного дозора», другие видят лишь причудливый каприз гения.
В середине прошлого века все же удалось раскрыть одну из загадок картины. Несколько поколений историков искусства и критиков пытались понять странность освещения и расположения теней. Высказывались предположения и о том, что изначально было изображено дневное время суток на картине. При реставрации эта версия подтвердилась, и при расчистке полотна были предоставлены необходимые доказательства. Ночной дозор, на поверку, действительно оказался дневным.
Рембрандт – художник и поэтому постоянно находился в творческом поиске. Но заказчику был нужен простой групповой портрет, а не изысканное и сложное произведение искусства. На таких несложных работах в то время зарабатывали многие голландские мастера. Отношение Рембрандта к заказным работам, как к лаборатории творчества, вызывало у заказчиков недоверие и отпугивало их. Капитан Баннинг Кок заявил автору что не узнает себя на картине и обратился к живописцу ванн дер Хельсту с просьбой исправить ситуацию. Но Хельст отказался.
События, связанные с портретом гильдии стрелков, серьезно нарушили благополучную и умеренную профессиональную жизнь Рембрандта. Вскоре после этой истории скончалась его жена и муза Саския. Кроме самых драматичных последствий такое печальное обстоятельство вдохновило мастера на создание величайших творений религиозной живописи столетия.
«Ночной дозор», покрытый пылью и копотью, «открыли» только в XIX веке. Подавляющее большинство восприняло её как очередное чудо света, но не обошлось и без тех, кто посчитал это произведение голландского художника посредственным.
Я имела удовольствие видеть эту картину в музее Амстердама.Удовольствие от созерцания этого шедевра живет во мне.Я счастлива!