Национальный дворцовый музей – это картинная галерея и музей в Тайпее, Республике Китай. Там содержаться артефакты древнекитайской культуры. Иногда этот музей путают с Дворцовым музеем (без приставки национальный) в Запретном городе в Пекине. Оба учреждения произошли от одного оригинального, которое ввиду событий гражданской войны в Китае разделилось на два. Национальный дворцовый музей в Тайпее содержит самую крупную коллекцию артефактов и предметов китайского искусства в мире.
Музей был открыт во второй раз на Рождество 2006 года после обширного проекта по восстановлению. Длился этот затяжной проект четыре года, в течение которых две трети музея были закрыты для посещения. В честь открытия с декабря 2006 по март 2007 года прошла замечательная выставка трех направлений : «Джу из северной династии Сунг», «Изобразительное искусство и каллиграфия северной Сунг» и «Редкие книги династии Сунг».
Национальный дворцовый музей в Пекине, как прообраз современного музея в Тайпее, был основан в октябре 1925 года, сразу же после свержения Пуйи, последнего императора Китая и изгнания его из Запретного города военоначальником Фенг Ю-Хсиангом. Экспонаты в музее включают в себя семейные реликвии императорского дома. Они перевозились с места на место в тридцатых-сороковых годах, чтобы они не попали в руки захватнической империалистической японской армии.
В последние годы гражданской войны в Китае коллекции музея были перевезены по указанию Чанга Кай-шека из Запретного города в Пекине на Тайвань. Этот жест всегда воспринимался в штыки материковым правительством Китая, которое многие годы оспаривало права перевозки Тайванем предметов искусства. Так многие экспонаты были попросту уничтожены во время культурной революции в шестидесятые годы. С победой коммунистов Национальный дворцовый музей был разделен на два: часть на материке потеряла приставку «Национальный», как, собственно и все материковые учреждения. Однако местоположения она не поменяла, так и оставаясь в Запретном городе.
Национальный дворцовый музей Тайваня это не только сокровищница искусства и артефактов, но и яркое выражение чаяний местного народа. Этот музей является олицетворением стремления к независимости и самоопределению.
В шестилесятых-семидесятых годах Национальный дворцовый музей использовался Куомитангом, заявлявшим, что Республика Китай может быть только единственным правомочным правительством во всем Китае, так как она единственная хранит традиционную культуру страны, невзирая на все социальные перемены и Культурную революцию в материковом Китае. Куомитанг делал особое ударение на китайском национализме, но его речи не принесли успеха. В последние годы музей по большей части сфокусировался на локальных культурах и культурных меньшинствах. Иногда здесь даже можно увидеть кое-какие экспонаты из Китайской Народной Республики.
В музее находятся некоторые работы, которые заставляют его, гордится своим собранием, и поддерживают его мировую славу. Среди них:
«Нефритовая капуста» – представляет собой кусочек нефрита, ограненный в виде кочана капусты, на котором сидит насекомое. Слава этого небольшого шедевра пошла из-за мастерского сочетания цветов натурального камня, отражающего переливы цвета настоящей капусты.
«Мясной камень» – эта гастрономическая ассоциация – не что иное, как кусок агата, напластования которого составляют структуру, напоминающую кусок свинины под соевым соусом.
«Дворцовая версия» свитка Кинминг. Оригинальный вариант находится в Дворцовом музее Пекина, а здесь представлена копия, которая от того не перестает считаться шедевром.
А еще в Национальном дворцовом музее можно увидеть такие экспонаты, как лодка, вырезанная из оливковой косточки и «Картину сотни лошадей».