НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ в Вашингтоне, одно из богатейших художественных собраний США. Создана в 1937 г. в структуре Смитсо-новского института, открыта в 1941 г. Основу ее собрания составили крупные частные коллекции Меллона, Кресса, Розенвалда, Честера, Дейла и др. Галерея хранит шедевры западноевропейской живописи и скульптуры (работы Рафаэля, Джорджоне, Тициана, Донателло, Дж. Л. Бернини, Ф. Клуэ, Эль, Греко, Рембрандта, Я. Вермера, П. Рубенса, Т. Гейнсборо, Э. Мане, Э. Дега и др.), произведения американских художников (Дж. С. Копли, Г. Стюарта и др.), богатые коллекции графики и декоративно-прикладного искусства.
Национальная галерея искусств расположена в Вашингтоне, округ Колумбия. Создавалась она менее столетия назад, как и многие другие музеи Северной Америки. Церемония открытия состоялась 17 марта 1941 года. На сегодняшний день галерея размещается в двух зданиях. Западное, старое здание галереи, предназначено для экспозиции творчества старых мастеров, а в восточном здании демонстрируется современное искусство и искусство ХХ века. В галерее собрана крупнейшая в США коллекция западноевропейского искусства и по праву считается одним из лучших собраний изобразительного искусства в мире, что, впрочем, становится традицией для музеев Соединенных штатов Америки. Вашингтонская национальная галерея искусств демонстрирует самые значимые достижения в области живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, начиная со средневековья и продолжая сегодня.
На протяжении столетий аккредитация ценности музеев и частных коллекций зависела от количества и качества имеющихся произведений мастеров итальянского Ренессанса. По этим параметрам национальная галерея также преуспевает. Здесь содержатся произведения таких величайших творцов, как Фра Беато Анжелико, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Джованни Беллини, Джорджоне и, конечно же, гениальные творения Леонардо, Рафаэля и Микеланджело.
Самым ярким экспонатом коллекции, по мнению многих людей, признан портрет Джиневры ди Бенчи (1474-1478), написанный рукой самого Леонардо да Винчи (1452-1519). Это произведение, единственное в Соединенных штатах, принадлежащее этому, самому таинственному, художнику эпохи Возрождения.
Этот портрет не оставлял равнодушными и современников Леонардо, писатели и хроникеры того времени, оценивая невероятное совершенство картины, отдавали наивысшую похвалу и отмечали что Джиневра ди Бенчи, будто живая, сама предстает не на холсте, а наяву. Имя изображенной дамы таится и в самой картине. Художник изобразил её портрет на фоне кустов можжевельника, а на итальянском языке можжевельник – “ginepro”, что звучит почти так же, как и имя сеньоры ди Бенчи – Джиневра. Творения Леонардо привлекательны и выдающиеся скрытыми в них загадочными реальными и вымышленными намеками.
Октябрьская революция 1917 года открыла возможность пополнения коллекции вашингтонской галереи ещё двумя творениями Ренессанса.
Одним из этих шедевров является произведение Рафаэля(1483-1520) «Мадонна Альба», написанное им в 1510 году по заказу Паоло Джовио, своего первого биографа. Для написания этой картины в 1508 году живописца пригласили в Рим. Произведения Рафаэля необыкновенны своей чистотой и ясностью, а «Мадонна Альба» поистине одно из самых совершенных его творений.
В сюжете картины не содержится ничего необычного, на ней изображена Дева Мария в римских одеждах, играющая с младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем. Глаза Богоматери, предвидящей судьбу сына, смотрят на маленького Иисуса преисполненные печалью. О нелегкой судьбе сына ей также напоминает крест в руках будущего мессии. Картина излучает ощущение полной гармонии и умиротворенности. В известном “Путеводителе по Картинной галерее Императорского Эрмитажа” (1910 г.), Александр Бенуа пишет о «Мадонне Альбе»: “Эту картину можно уподобить прекрасному зданию, в котором – все ритм, одни части несут другие, все крепко и все полно радости, потому, что отвечает каким-то заложенным в нас требованиям лада”.
И ещё один гениальный шедевр итальянского Возрождения – «Венера перед зеркалом» (1555), созданная рукой знаменитого венецианского живописца Тициана Вечеллио (1477-1576). Эта картина по традиции красуется на обложках альбомов и каталогов галереи искусств. Тициан заслужил популярность и безоговорочное признание, как своих современников, так и ценителей искусства наших дней. «Венера перед зеркалом» пользовалась особой любовью автора. Она была написана в последние годы жизни художника и не покидала его мастерскую до самой его смерти. Тициан Вечеллио очень любил изображать древних богинь на своих полотнах. Особенно же часто героиней картин почитателя женской красоты становилась богиня любви – Венера. Нужно заметить картины с её изображением пользовались постоянным успехом.
Перед зрителем Венера предстает во всей своей зрелой женственной, божественной красе, приукрашенной роскошным богатством окружающей обстановки. Кисть мастера волшебной легкостью изображает жемчужное сияние кожи, массивность и фактурность, в то же время мягкость складок бархатной драпировки, с точностью угадывает и передает неяркий отблеск старинного золота. Самую прекрасную обитательницу Олимпа венчает Юный Амур.
В современном понимании живопись – это искусство манипулирования цветом. Тициан возглавлял без сомнения лучшую школу живописи в Европе в период высшего её расцвета.
Коллекция Вашингтонского музея хранит множество прекраснейших творений
Путешествуя по Вашингтонской галерее, посетитель окунается в атмосферу множества прекраснейших творений, получает возможность прочувствовать дух времени, настроение и мастерство автора каждого экспоната музея.
Я была в Национальной галерее в Вашингтоне 1 декабря 2011 года. Видела картины Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Рафаэля и других замечательных художников эпохи Возрождения и более поздних. А какая замечательная огромная коллекция художников-импрессионистов.
Впечатления от Национальной галереи останутся со мной навсегда.