Музеи мира
Каталог музеев

Мастерская великого художника Питера Пауля Рубенса была самой известной и самой дорогой мастерской своего времени. Заказы поступали со всех концов Европы эпохи позднего Средневековья, а скорость и одухотворенность исполненного великим фламандцем несомненно, влияли на его карьеру. Но в его жизни была еще одна немаловажная составляющая —дипломатия. Соревнование живописи  и тонкой политической игры боролись за первенство на протяжении всей жизни Пауля Рубенса. Подтверждением тому является известный исторический анекдот. Придворный, увидев Рубенса за занятием живописью, спросил: «Господин дипломат балуется живописью?». «О, нет, это живописец развлекается дипломатией!» – ответил художник.

Талант дипломата, несомненно, помогал ему в карьере художника. Благодаря своему такту, умению обходить конфликтные ситуации, образованности и личному обаянию, он получил должность придворного живописца еще на стажировке в Италии при дворе Мантуанского Герцога, позже ему удалось получить этот статус при дворе французских королей.

"Мария Медичи"

Портрет Марии Медичи

Цикл картин, посвященный личности французской королевы Марии Медичи, накрепко связал две яркие исторические личности.

Древний и знатный Тосканский род Медичи дал французской монархии двух королев – Марию и Екатерину.

История Екатерины Медичи – это история противостояния с Генрихом IV Наваррским, супругом Марии Медичи, в борьбе за престол.

Картины, ставшие иллюстрацией жизни французских монархов того времени, первоначально были представлены в галереях Люксембургского дворца, который был построен королевой Марией Медичи.

Позже полотна были выставлены в Лувре.

Величественная фигура королевы изображена в окружении богов античности и придворных слуг.  Своим творением Рубенс, не только польстил королеве, но и, хотя бы на холсте, сделал возможным ее примирение с королем Генрихом IV, почившим ко времени создания полотна. Следует отметить, что по всеобщему мнению, сцена рождения дофина является одной из самых лучших картин цикла. Окруженная обитателями Олимпа, юная королева смотрит на сына и наследника взглядом, преисполненным материнской любовью и нежностью.

"Апофеоз Марии Медичи"

"Апофеоз Марии Медичи"

Ключевым полотном цикла, принято считать сцену, которая носит название “Апофеоз Марии Медичи“. Картина отображает момент обожествления погибшего супруга Марии, и как следствие, ее восхождение на престол.

Франция находилась под властью королевы до совершеннолетия сына и наследника – Людовика ХIII. Погиб король Генрих IV от руки религиозного фанатика Равальяка, на следующий день после того, как была коронована Мария Медичи.

Церемония происходила в аббатстве Сен-Дени. Этой чести королева добилась благодаря планировавшемуся военному походу, непосредственное участие в котором предполагал принять сам король.

Эти события дали повод подозревать Марию если не в организации, то по крайней мере, в соучастии в убийстве. Ещё один интересный факт – сцену коронации Марии Медичи, художник дополняет образом другой королевы, Маргариты Валуа, бывшей жены Генриха IV, дочери другой французской королевы из рода Медичи.

Весьма тактично Рубенс обошел проблему возраста Марии. Образу юной королевы художник добавил черты зрелости, в некоторой степени прибавив ей молодости в зрелые годы. Умелой рукой мастера, королева предстала в облике вечно прекрасной цветущей женщина. Не менее умело и тактично, Рубенсу удалось передать, наполненное конфликтами, время правления Марии Медичи.

Несколькими картинами в своем цикле, Рубенс отобразил прекрасную жизнь Франции в правление Марии. Однако реальность была не настолько радужной.

Рубенс заставляет меня любить Марию” – сказал об этом известный русский историк Карамзин. В качестве правительницы Мария была недальновидна и слаба, то теряла власть, то вновь возвращая ее себе. Поглощенная стремлением усилить своё влияние на сына, ставшего уже в то время королем, она тем самым позволила взять власть в свои руки Ришелье, который незамедлительно отстранил королеву.

Впоследствии Мария была изгнана из Франции, и она остаток жизни провела в нищете. Цикл картин Пауля Рубенса, прославляющих деяния Марии Медичи, был признан вершиной декоративной живописи барокко.

Нравится






Оставить комментарий

Облако меток