Говоря о самых популярных произведениях искусства всех времен, невозможно не вспомнить «Мона Лизу» (Джоконду), которая, безусловно, возглавляет этот список. Поклонников и ненавистников, искусствоведов и исследователей привлекает ее бесконечное совершенство, внутренняя гармония и, конечно же, тайна. На протяжении всех веков своего существования это величайшее произведение искусства окутывает ореол таинственности и двойственности. О чем молчит Джоконда, столь загадочно улыбаясь? Вот вопрос, который уже несколько столетий будоражит умы эстетов.
Считается, что начало создания полотна великого художника было положено еще в 1502 году, а работа над ним продолжалась еще 17 лет, вплоть до самой смерти Леонардо в 1519 году. «Мона Лиза», в отличие от многих мировых шедевров, имеет две вехи биографии — рождение материального из таланта, полотна и красок, и приобретение статуса легенды и величайшего произведения искусства. Разделяет эти этапы почти три столетия.
Но, несмотря на то, что широкую известность картина приобрела намного позже своего создания, именитые поклонники сопровождали «Мону Лизу» на протяжении всего существования.
Среди современников и потомков Леонардо, которые восхищались полотном, можно выделить и Рафаэля, и Джорджио Вазари, и покровителя художника, короля Франции Франциска I, и многих других. Джорджио Вазари, являясь известным историком европейского искусства, первым упомянул в биографии Леонардо Да Винчи о картине, в его трудах также звучит имя модели — Мона Лиза, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо. Необходимо, однако, заметить, что последний факт постоянно находится под сомнением, поскольку Вазари ни самой модели, ни ее мужа никогда не видел.
После смерти мастера Джоконда ненадолго покинула пределы Франции, но загадочным образом все, же вернулась на родину и попала в богатейшую Луврскую коллекцию Франциска I. Долгое время удовольствие созерцать это произведение великого мастера могли лишь немногие — те, кто имел доступ в резиденцию французских королей. Среди них английский герцог Бэкингем, запечатленный А. Дюма на страницах романа и который безуспешно пытался приобрести полотно, и Наполеон Бонапарт, переместивший картину из галереи дворца в личные покои.
Современная история «Моны Лизы» начинается в XIX веке после относительно недолгого периода забвения. Италия, которая была центром искусств до конца XVIII отдала свое первенство Франции, став стандартной европейской провинцией.
В галантный XIX век Франция возглавила культурное движение всего мира. Современное искусство зарождалось в бурных противоборствах приверженцев классицизма и романтизма. Повышенный интерес ко всем прогрессивным изменениям во Франции в первой половине XIX века, а вместе с тем и ко всему французскому, не могли не привлечь внимание широких кругов общественности к шедеврам искусства из королевских коллекций.
Историческая фигура Леонардо всегда была окутана различными мифами и тайнами, поэтому совершенно не удивительно, что одно из лучших его произведений стало привлекать все больше внимания мистиков и романтиков начала XIX века. Безусловно, не будь мифа о Леонардо да Винчи, не было бы и мифологизма его Джоконды. Эта связь мастера и его творения привела к тому, что к середине XIX века картина становится одним из известнейших произведений изобразительного искусства в мире.
В начале ХХ столетия произошло то, что завершило восхождение картины Леонардо на «трон мирового искусства». В 1911 году «Мона Лиза» была похищена из Луврского Музея. Очень быстро вокруг этого события разгорелся международный и политический скандал. Версий существовало множество: одни считали, что это сделали журналисты, хотя мотивы их были не совсем ясны, другие подозревали правительство в ловком трюке и мощном пиар-ходе, для увеличения популярности национального достояния, третьи обвиняли германскую разведку. Так или иначе громкий скандал сделал свое дело.
«Мону Лизу» обнаружили лишь спустя два года. Вором оказался один из обслуживающего персонала Лувра с итальянским происхождением. Мотив кражи не был установлен полицией до конца, да и для самого неудачливого грабителя, возможно, остался вопросом.
Во время отсутствия картины на своем месте в Лувре появляется ряд статей, написанных известными искусствоведами. В них излагается совершенно новый взгляд на Джоконду и все отчетливей звучит мысль о демоничности улыбки флорентийской красавицы. Этот мотив помог завершить мифологизацию произведения и остается самым популярным до сих пор.
[ratings]