Сам по себе афинский Акрополь представляет собой огромную крепость, это целый архитектурный комплекс, находящийся на холме столицы Греции на высоте более 150 метров над уровнем моря. Из-за своей огромной исторической и культурной значимости афинский Акрополь внесен в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Акрополь имел для греков как историческое, так и культовое значение. Он был укреплен мощными стенами приблизительно в тринадцатом веке до нашей эры. Здесь находились многочисленные храмы греческих богов, проводились общественные собрания и диспуты.
В 1865 году Акрополь получил новую жизнь – здесь был основан Музей Акрополя. В 1950 году были проведены первые работы по расширению территории, а в 1974 году строительство было полностью окончено. Собирали здесь каменные скульптуры и артефакты, найденные при раскопках. Дата погребения скульптур приблизительно относится к 480 году до н.э. – в то время персы напали на Грецию и разрушили храмы Акрополя. От них осталась обширнейшая коллекция кор (статуя в виде девушки), сфинксов, львов, змей, псов и других. Коры являлись жрицами богини Афины, их статуи – индикатор развития скульптурного искусства в Греции. Дело в том, что каждый скульптор в зависимости от тенденций, причесывал и драпировал свою модель по-разному. Так что найти двух одинаковых кор практически невозможно.
Однако все то, что предназначалось для греческого музея до него не дошло. Шедевры скульптурной студии Фидия датируются пятым веком до нашей эры. Большую часть этих ценных материалов раскопок увез с собой в Англию лорд Элгин. Мраморные сооружения акропольского храма Парфенона до сих пор находятся в Великобритании и являются предметом культурного конфликта стран. Объединенное королевство отказывается вернуть исконные сокровища Греции мотивируя это тем, что реликвии были приобретены законным путем. Кроме того, говорят представители Британского музея, у нас ведь тоже можно посмотреть ваши скульптуры.
Среди экспонатов музея кариатиды – статуи жриц, которые поддерживали свод Эрехтейона, датируемые 420 годом до н.э. Кариатидами их назвали по имени жительниц древнего города Кареи в Пелопоннесе, существуют предположения, что именно они позировали для статуй.
В Акрополе хранятся метопы (скульптуры Парфенона). То, что можно увидеть сейчас на остатках храма, это имитация из цемента. Во избежание разрушения четырнадцать метоп сняли в конце восьмидесятых годов и отправили в хранилище музея. Метопы были расположены по всем сторонам Парфенона: на фризе, на западной стороне (амазономахия), северной стороне (падение Трои), восточной стороне (гигантомахия) и южной (кентавромахия). Практика замены метоп на цементные сооружения широко применяется в последнее время.
Если тринадцать из 32 статуй северной стороны сохранились до наших дней и их можно увидеть непосредственно в акрополе, то метопы южной стороны практически полностью хранятся в Британском музее. Некоторые фрагменты фигур находятся в Ватикане и Лувре.
Среди известнейших экспонатов музея и Мосхофор. Датируется эта скульптура шестым веком до н.э. и представляет собой мужчину с тельцом на плечах. Она отображает культ богини Афины тех времен, когда в качестве жертвоприношения в храме закалывали теленка.
Когда строители начали работу над зданием нового музея Акрополя, его планировали закончить к греческой Олимпиаде 2004 года, но не сложилось, и процесс перенесли на 2006 год. Когда же все те же строители взялись за возведение фундамента, то обнаружили там остатки древнегреческих построек, и работа над новым Акрополем опять застопорилась, на этот раз по вине археологов.
Новый музей был закончен уже в 2007 году. По схеме он состоит из двух этажей – верхней стеклянной галереи с видом на Парфенон и нижнего этажа, где должны будут стоять мраморы Парфенона.
изображения не найдены
[ratings]