Музеи мира
Каталог музеев

00b9304xРанние музеи начинали свое существование как частные коллекции богатых семейств, коллекционеров или организаций, специализирующихся на предметах искусства, раритетах, интересных природных явлениях или артефактах.

Все эти предметы выставлялись в так называемых комнатах чудес или кунсткамерах. Публику к раритетам допускали, чаще всего туда ходили сильные мира сего, а полюбоваться на частные коллекции предметов искусства можно было только с позволения владельца.

Первыми музеями на общественных началах в Европе было несколько учреждений, олицетворивших собой восемнадцатый век, как век Просвещения:

в комплексе Ватиканских музеев это был Museo Sacro, первенец коллекции, открывшийся в Риме в 1756 году.

Британский музей в Лондоне был основан в 1753 году и открыт для общественного посещения в 1759. Личная коллекция сира Исаака Слоана стала базой для этого учреждения.

Галерея Уффици во Флоренции пускала в свой храм искусств посетителей еще с шестнадцатого века, но официально была открыта только в 1765 году.

Бельведерский дворец Габсбургов в Вене открылся в 1781 году, там была размещена уникальная коллекция предметов искусства.

Но, как бы то ни было, эти общественные музеи посещали только представители высшего и среднего классов. Получить возможность прогуляться по галереям было делом трудоемким. Например, в Лондоне, чтобы зайти в Британский музей, нужно было письменно заполнить прошение о входе. Даже к 1800 годам еще существовало такое понятие, как двухнедельная очередь за входным билетом. Посетителей в небольших группах ограничивали по времени посещения – до двух часов.

Первым настоящим музеем для публики стал парижский Лувр, открывшийся в 1793 году во время Французской революции. Это было первое учреждение в истории, которое давало право свободного посещения бывших королевских коллекций предметов искусства для людей любого сословия и нации. Сказочные шедевры искусства, собираемые французскими монархами на протяжении веков, были доступны для любого гражданина три дня в декаду (в календаре республиканцев неделя была заменена периодом из десяти дней).

Когда Наполеон I завоевал большие города Европы, он конфисковал предметы искусства, и коллекция в Лувре намного возросла так, что организационные моменты стало труднее решать. После низвержения Наполеона в 1815, многие присвоенные им сокровища вернулись к законным владельцам. Его план никогда и не реализовался, но его модель музея как выражения националистической идеи получила горячий отзыв практически во всех европейских странах.

Американские музеи последовали за европейскими, и наравне с ними заняли место мировых просветительских центров и объектов широкого интереса. Период интенсивного строительства музеев пришелся на конец девятнадцатого – начало двадцатого века, его до сих пор называют «музейным периодом». В то время как многие музеи Америки, как краеведческие, так и исторические и искусствоведческие, ставили перед собой цель научных открытий и разработок в сфере искусства Северной Америки, появлялись и такие, которые имитировали музейную традицию Европы. Так появились галереи с коллекциями египетского, греческого, римского искусства.Многие музеи мира пострадали во время Второй мировой войны. Царившее мародерство привело к исчезновению множества шедевров мирового значения. Мирное время часть из них была возвращена в оригинальные места экспозиции.

Оставить комментарий

Облако меток