Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825)
Владимир Боровиковский был родом из Малороссии и принадлежал к среде ремесленников-иконописцев. Он и сам вначале своего пути занимается иконописью. Оформляя один из путевых дворцов, был замечен Императрицей и оказался в столице. В 90-хх годах Боровиковский пишет малоформатные и миниатюрные портреты. Несмотря на эту «специализацию», художник был великолепным мастером парадного портрета. Камерность парадных композиций отличает полотна Боровиковского («Екатерина Вторая на прогулке в Царскосельском парке»). В 1796 году он пишет портрет Муртазы-Кули-Хана персидского принца, изгнанного братом с родины и нашедшего приют в России. Вся история этого события читается в позах, неуловимых жестах и взглядах принца, напряжение ситуации подчеркивается цветовой палитрой. Воплощение эстетизма – портрет М.И.Лопухиной. Позже будут портреты Павла Первого и Екатерины Второй. В их движениях читаются ускользающие намеки. Позже все эфемерное начинает приобретать реальные формы в картинах Боровиковского. Это новое время диктует свои правила, приносит перемены во взглядах. Так, в портрете графини А.И.Безбородко с дочерьми пейзажный фон окончательно становится драпировкой, стеной. Предметы интерьера видны отчетливо. Все поэтические воспоминания прошлого уходят, сентиментальность выветривается. Вместо отрешенности появляется уверенность в настоящем. Вначале наделенные гордой статью, образы постепенно превращаются в олицетворение нравственности. Искусство Боровиковского венчает эпоху расцвета русской портретной живописи восемнадцатого века.