Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh)
Весной 1886 года Винсент Ван Гог впервые увидел Париж. Никто не мог толком выговорить его фамилию, поэтому свои первые картины он подписывал просто – Винсент. Непреодолимое желание быть художником привело голландца в столицу Франции. К тому времени в Париже уже жил его брат Тео, один из немногих людей, кто не подвергал сомнению художественный талант Ван Гога.
Ему было 28, когда он взял кисть в руки в первый раз.
К моменту переезда в Париж ему уже исполнилось 33 года, и он все еще оставался начинающим художником. Во всех его предыдущих жизненных испытаниях успех не стремился сопутствовать ему в начинаниях. Профессии миссионера, проповедника, торговца картинами остались в прошлом и были явно не для него. Но и живопись, которую он так страстно любил и которой поклонялся, принесла ему признание лишь после смерти. За всю жизнь Ван Гогу удалось продать всего одну собственную картину. Более того, живопись оказалась злой музой Винсента – она забрала его покой и рассудок.
Город Арль стал прибежищем Ван Гога. Здесь он сформировался как художник и нашел свой стиль и манеру исполнения. В ожидании солнца зимой 1888 года Ван Гог отправляется на юг Франции – в Прованс, но находит лишь опустевшие улицы и мокрый снег.
Векторы развития личного мастерства художника были выбраны заранее – утонченность и точность японских гравюр, колористическое совершенство Делакруа и ясность произведений Сезанна. Художник оставляет свои образы импрессионизма и манеру их исполнения. Теперь на первое место выходит цвет. От картины к картине он становится все насыщенней. Художник уже не просто пишет реальные образы, а рисует цветом, распуская его, как клубок, на сотни отдельных нитей, штрихов и пятен. Цвет перестает быть просто средством достижения реалистичности изображения. Он становится универсальным инструментом человеческой эмоции.
В Провансе и Арле Ван Гог находит те пейзажи, которые напоминают ему и полотна Сезанна и японскую изысканную живопись. Увлечение Японией особенно отчетливо проявилась в цикле пейзажей с подъемным мостом. Одно из этих полотен находится сейчас в одним из известнейших музеев Европы «Крёллер – Мюллер», расположенном в городе Оттерло, что в Голландии.
Известная серия «Подсолнухи» создается Ван Гогом в Арле. Сегодня эти произведения находятся в Лондонской национальной Галерее и Новой Пинакотеке Мюнхена. Самые простые цветы приобретают у художника иной ракурс. Цветы становятся чем-то одушевленным, наделенным характером и потаенным смыслом. Что-то неразгаданное присутствует в этих буйных желтых лепестках и изгибах стеблей в глиняной вазе.
Одиночество Ван Гога скрашивалось лишь пониманием брата и бесконечной вереницей писем к нему. Полотно под названием “Комната художника в Арле” (1888, Институт искусств, Чикаго) задумывалась художником как самая простая, гармоничная и спокойная композиция. Но вместо покоя невероятным образом обнажилась тема бесконечного одиночества автора, печаль и безысходность.
Красный виноградник (1888, ГМИИ, Москва), по признанию самого Ван Гога, является любимой картиной автора. Белый диск раскаленного солнца в предзакатные часы заставляет
пылать землю. В бордово-красной дымке угадываются силуэты женщин, собирающих виноград. В это же время написана и другая, не менее известная картина художника – “Воспоминание о саде в Эттене” (1888, Эрмитаж). Это экспериментальная живопись, вдохновленная созерцанием Гогена, написанная исключительно по памяти. Этот метод, поначалу так обрадовавший живописца своими результатами, вскоре разочаровал и Ван Гог отказывается от подобных попыток в пользу рисования с натуры.
Картина, написанная за три ночи в кафе с одноименным названием “Ночное кафе” (1888, Художественная галерея Йельского университета) стала неким предвестником
приближающейся трагедии. Свет красных ламп, дрожь уличных фонарей – ночь очень нравилась Ван Гогу. Ночью были написаны такие произведения как “Терраса кафе ночью” (1888, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло) и последняя картина мастера “Звездная ночь” (1890, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Май 1889 года стал последним в жизни Ван Гога. В Арль по его приглашению прибывает Гоген. Перспективный союз двух великих художников перерастает в бесконечные ссоры и непонимание друг друга. Эта неудача подорвала и без того хрупкое здоровье Винсента. Он сгорел быстро, как свеча. Когда
он ушел, ему было всего 37 лет.
Ван Гог стал первым из постимпрессионистов, объединив художников следующей волны поиска прекрасного.