Федор Петрович Толстой (1783– 1873)
Федор Толстой обучался в петербургской Академии художеств. В его скульптуре камерная пластика, портреты и рельефы выполнены из воска на грифельной доске («Автопортрет с семьей», рельефы на темы «Одиссеи», а также очень распространенные медали в честь войны 1812 года. В графике художника иллюстрация, изящные цветочные натюрморты, силуэт, с ювелирной точностью вырезанный из черной бумаги. Первое обращение художника к технике масляной живописи – картина «Семейный портрет». Здесь мастер утверждает, что для достижения иллюзии глубинного пространства необязателен дальний план, показанный незавершенным. Толстой предпочитал очерковый контурный рисунок. Мастерски выполнен художником цикл иллюстраций к поэме И.Богдановича «Душенька», где воспроизводится история Амура и Психеи. Толстой исповедует метод сотворения художественной иллюзии, это фигуры, написанные в эффекте «зеркало в зеркале». Это парадоксальное сочетание взаимоисключающих свойств могло бы ярко служить примером пушкинского «гений – парадоксов друг». Эти свойства – простота, предполагающая чрезвычайную изощренность характерны для работ художника. Произведения Толстого для обеспечения эффекта аристократической беззаботности требуют кропотливого труда, который направлен на то, чтобы его забыть. Искусство Федора Толстого – это пример того понимания художественной целесообразности, которая сформулирована поэтом так: «В любом занятии мы должны стремиться приблизиться к божественности, или за него не браться.