Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939)
Петров-Водкин – самородок русского, а возможно и не только, искусства. По духу он так и не вписался ни в одно движение. Художник разработал свой некий формально-содержательный канон, которому неукоснительно следовал. Уроженец провинциального городка, сын сапожника, знакомый с искусством лишь по иконам и вывескам, сделался живописцем. Эта история описана художником в его автобиографической прозе. Сначала мальчик был принят в Центральное училище технического рисования. Затем он перешел в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Вначале своего творческого пути художник пробует себя в разных видах художественной деятельности – начиная от иконописи и фресок. (Расписывает церковь в Саратове, которая по постановлению церковного суда была уничтожена за не каноничность). Картины 1906 – 1910 годов «Берег» и «Сон» – это эстетика модерна и символизма. Один из самых существенных толчков художника к самоопределению – открытие русской иконы (в том числе и в реставрационном ключе). Ее цветовой канон прослеживается и в работах мастера знаменитом «Купание красного коня» и «Играющих мальчиках». Иконное трезвучие (красный, синий, желтый) закладывается в основу колористические теории Петрова-Водкина. Икона обогащает работы художника и ритмикой («Девушка на Волге», «Полдень») и кругом постоянных мотивов – в частности, мотивом материнства («Богоматерь с младенцем»). Этот мотив становится сквозным в его творчестве. Эта система не была, да и не могла быть воспринята его учениками, но творчеству самого автора она обеспечила редкую целостность.