Антон Павлович Лосенко (1737 – 1773)
Осиротевший мальчик из купеческой семьи оказался в Петербурге, где родственниками был устроен придворный хор певчим. В 1753 году он был определен в обучение И.Аргунову, в мастерской которого и была написана первая из известных картин Лосенко «Товий и ангел».
Потом молодой художник поступает в Академию художеств, оттуда он был отправлен пансионером в Париж. Тогда же был написан лучший портрет художника «Портрет Ф.Г.Волкова».
В Париже он пишет «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». Эти работы все еще входят в рамки стилистики бароко. В Италии Лосенко пишет «Зевс и Фетида» – чистый образец неоклассики, где ярко видно хорошее изучение художником античного искусства. По возвращении домой художник пишет картину «Владимир и Рогнеда», за эту работу Лосенко получает звание академика и тут же профессора. Лосенко назначают руководить классом исторической живописи. По заказу Екатерины Втрой мастер работает над картиной «Прощание Гектора с Андромахой» на сюжет «Илиады». Работы Лосенко чередуют собой сюжеты библейские, евангельские и античные.
В центре, как правило, диалог двух героев. Многофигурные композиции – «Чудесный улов» и «Авраам приносит в жертву сына своего Исаака». Но эта многофигурность принципиально разная.
Здесь мы имеем дело с талантом художника, уяснившим, что ему лучше овладеть искусством сочинения религиозных, исторических и мифологических мизансцен, а не настоящим искусством живописца. То есть не столько исполнительским, сколько постановочно-режиссерским умением.