Иван Петрович Аргунов (1729 – 1802)
Остававшийся до конца дней в крепостных, Аргунов, тем не менее, олицетворяет неистребимую творческую силу людей из народа, способных на равных состязаться с представителями свободных сословий, даже в искусстве портрета. Считается, что первым из русских художников, Аргунов в «Портрете неизвестной в русском костюме» создал образ простого человека из народа, отмеченный яркими приметами национального типа.
Это знаковое произведение Аргунова. Хотя подавляющее большинство его портретов написано по образцам других, как правило, иностранных мастеров, продиктованных выбором заказчика. Это относится и к историческим портретам. Они сочинялись Аргуновым на протяжении десятка лет. Причем, фигура заимствовалась из одного портрета, фигура из другого. Однако подневольное положение, обязывающее в точности выполнять пожелания заказчика, было обременительным для художника. Быть похожим на модель было для него важнее, чем быть похожим на портретируемого. Хотя ориентация на образец была абсолютно нормальным явлением того времени. Соизмерение себя, своего природного облика с некоторым идеальным образцом светского этикетного поведения было естественной нормой дворянского общежития.
«Портрет калмычки Аннушки» обладает магнитическим свойством. Это лицо выделяется из привычного круга. Мы интуитивно проникаемся верой в то, что изображенное лицо имеет в реальности двойника. У Аргунова есть своя «смиренная красота» в образах.
Хотя современник часто обвиняли работы Аргунова в отсутствии индивидуальности. Это отчасти признавал и сам художник.