Павел Андреевич Федотов (1825 – 1852)
Федотов родился в семье отставного военного. В 1833 году он с отличием закончил кадетский корпус и, прибыв в Петербург, он начинает посещать вечерние курсы Академии художеств. Тогда же он решает выйти в отставку и посвятить себя живописи. Дебют Федотова перед русской публикой состоялся в 1848 году, когда на выставке в петербургской Академии появились три его картины – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». За последнюю он получил звание академика по живописи домашних сцен. Венециановской пейзажности у Федотова противостоит интерьерность.
В картине «Вдовушка» у художника впервые появляется то, что в литературе называется «лирический герой», другое «я» автора. Соответственно меняется дистанция между художником и изображаемым миром. Внешнее превращается лишь в инструмент, с помощью которого льется «музыка души», внутреннее содержание. В полотне «Анкор, еще анкор!» временные границы как бы растворяются. В поздних работах Федотова прослеживается другая сюжетная линия. Непременный атрибут каждой картины этого периода – свеча. Это не просто предмет – это метафора. Апофеозом этого стала картина «Игроки». Федотовское портретное искусство – камерное, близкое к миниатюре. Здесь он идеализирует мир дружеских чувств и тепло домашнего очага. Расстояние между натурой и художником максимально сокращено. Это интимный разговор вполголоса. Модели Федотова – его ближайшие друзья и родные.