Дионисий (конец 1430-х – начало 1440-х – после 1503)
В 1476 году для росписи собора Пафнутьева-Боровского монастыря была приглашена артель живописцев, которую возглавляли старец московского Симонова монастыря Митрофан и иконник Дионисий.
В 1480 году Пафнутьев монастырь посетил Иван ///.Великий князь увидел там работы Дионисия. Очевидно, именно после этого художника пригласили писать иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля. За работу для главного московского храма мастер с артелью получил огромную по тем временам сумму в сто рублей, а летописец оценил иконостас как «вельми чудный».
Из Обнорского монастыря происходит икона Распятие Христово (ок.1500), которая считается достоверной работой Дионисия: она позволяет понять особенности его искусства. Нет даже впечатления, что Богочеловек пригвожден к кресту: кажется, что он приподнялся на носках и раскинул руки, как крылья, чтобы воспарить в небо, а прилетевшие ангелы должны помочь ему. Поражает изысканность цветового и ритмического решения иконы.
Чтобы по-настоящему почувствовать талант Дионисия, обязательно надо посетить Ферапонтово. Роспись ферапонтовского собора перекликается с другими русскими, южнославянскими, византийскими памятниками и все же стоит особняком. Это самый полный цикл древнерусских фресок, посвященных Богоматери и исполненный с удивительным для Средневековья лиризмом.
Некоторые исследователи считают, что рука Дионисия коснулась и иконы Сошествие в ад (1502-1503), также происходящей из иконостаса собора Ферапонтова монастыря.
Несомненна связь живописи Дионисия с искусством Рублева.
Несомненна связь живописи Дионисия с искусством Рублева.
Некоторые исследователи считают, что рука Дионисия коснулась и иконы Сошествие в ад (1502-1503), также происходящей из иконостаса собора Ферапонтова монастыря.