Музеи мира
Каталог музеев

Мир Веласкеса (Галерея Прадо)

Расцвет испанского искусства пришелся на XVII столетие. В это время творят такие выдающиеся мастера как Рибера, Сурбаран, Мурильо, и конечно же, Диего Родригес де Сильва Веласкес. Коллекция лучших произведений автора хранится в национальном испанском музее Прадо. Портреты церковных и светских фигур из числа испанской знати нашли свое бессмертие на полотнах Веласкеса.

"Сдача Бреды" 1634-1635

"Сдача Бреды" 1634-1635

Из самых знаменитых : “Сдача Бреды” или “Копья”, “Менины”, “Пряхи”, пардные портреты королевского семейства , самого короля, королев, инфант, их слуг и придворных. Все это можно увидеть в главном музее Мадрида.

Художественный дар Веласкеса обрел свою силу при королевском дворе с самого начала его жизни и карьеры. В возрасте 24 лет он назначается придворным живописцем, не многие удостаивались такой чести в его годы. Вся его жизнь и творчество неразрывно связаны с испанским королевским двором. Жизнь художника и жизнь придворного сплелись воедино и обе стали формально успешными.

Говоря о биографии мастера, можно сказать что в ней не было большого количества событий и перемен. Создание портретов короля Испании было его почетной обязанностью на протяжении почти 40 лет. Достижение, которым  по-настоящему гордился Веласкес, потомок древнего рода и обедневший дворянин, – это посвящение в рыцари ордена Сантьяго  и причисление его тем самым к высшей знати.

Что отличает Веласкеса от всех художников его эпохи, так это неповторимый стиль, который гармоничен и совершенно уникален во всех своих ипостасях. Увлечение Античностью, столь характерное для Ренессанса, не находит в его произведениях ни отклика, ни вдохновения. Картины на античные сюжеты носят характер формального реверанса эпохе. Чопорность и строгость по отношению к безумно популярному барокко все же не мешает ему воспринимать Рубенса и  восхищаться им. Их встреча состоялась в 1628 году, когда Рубенс посетил Мадрид. Это было немаловажное событие в жизни обоих живописцев. Обмен опытом и знаниями лежит не только в области колористки, но и касается сугубо дипломатических вопросов совмещения профессий придворного и художника.

В руках великого мастера жанр портрета достигает невиданных доселе высот. Он лишается своей второстепенности и выходит за рамки традиции. Вызов, брошенный Веласкесом, находит отклик в эпохе и современниках и вполне органично укладывается в традицию времени. Маленькая, незримая революция Веласкеса происходит за закрытой дверью его мастерской. Поначалу она никому не заметна и лишь потомки в состоянии оценить ее значимость. Впрочем первый придворный живописец мало об этом задумывался, его жизнь была размеренна и самодостаточна.

Каждой картине художник уделяет пристальное внимание. Все портреты, независимо от того, король ли это, слуга или карлик продуманы и проработаны до мельчайших деталей. Что объединяет лики его портретов, так это бесконечное одиночество отдельного человека перед Богом, в мире условностей и увядающей роскоши. Такое мироощущение непривычно современному человеку, однако вполне характерно для Испании того периода.

Портрет Инфанты Маргариты 1659

Портрет Инфанты Маргариты 1659

Немного больше тепла ощущается на портретах инфанты Маргариты, любимой модели художника. Ее неземная прелесть бледного личика отмечена знаменитым габсбургским подбородком, впрочем, не затмевающим ее женственности и свежести.

Веласкес создает свой мир, полный бледной, ускользающей красоты, совершенства исполнения, живости красок и наполнения. Даже угловатые, некрасивые модели, а порой и вовсе уродливые, не способны сломать ощущуения прекрасного. Стиль Веласкеса невозможно отнести ни к классицизму, ни к барокко – это испанский трагизм и религиозная обреченность перед неминуемым.

Мир Веласкеса соткан из отражений. К таковым относятся и знаменитые «Менины», истинная жемчужина мадридской галереи. Тонкая красота живописного исполнения, невероятная реалистичность и спокойный взгляд из глубины композиции, как будто оценивающий зрителя.

Веласкес - "Менины"

Веласкес - "Менины"

Все это создает неповторимый эффект иной реальности, личного мира Диего Веласкеса.

Реклама: На сайте femina.by вы можете узнать, как совмести “несовместимое. Карьеру и воспитание детей, беременность и работу

Нравится






Оставить комментарий

Облако меток