Во всемирно известном Музее Штеделя (Франкфурт-на-Майне) была открыта новая экспозиция под названием «Магия вещей. Натюрмортная живопись 1500 – 1800». Для выставки были отобраны 90 работ известных художников, наиболее полно отражающих эволюцию и содержание этого жанра.
Натюрмортная живопись этого периода поражает легкостью и красотой исполнения, живостью и одухотворенностью – это и сверкающие капли утренней на свежей зелени листьев, и приглушенный блеск столового серебра, домашней утвари, стекла и тончайшего китайского фарфора, пряность и аппетитность фруктов и овощей.
Предметом выставки стала история развития натюрморта как жанра живописи в Нидерландах и Германии в 1500 – 1800 годах. Именно в эти годы состоялось окончательное разделение натюрморта и религиозной живописи эпохи Возрождения. На протяжении трех веков становления натюрморт прошел нелегкий путь до полной самостоятельности и сложнейших смысловых и символьных композиций, и достиг своего расцвета в конце XVII века.
Все работы поражают мастерством своего исполнения и, несомненно, являются шедеврами мировой живописи. Удивляет точная цветовая передача всех оттенков, бликов, сложность природных форм и объемов. Именно эти критерии, прежде всего, оценивает современный зритель, однако не стоит забывать, что во времена рождения этих картин натюрморт носил несколько иную смысловую нагрузку, нежели сейчас, и в предпочтениях были отнюдь не вкусы потенциальных покупателей. В натюрморте нет лишних или случайно попавших предметов – любая деталь наполнения полотна несет в себе скрытый смысл. Композиция, составленная из множества предметов-символов – это скрытое описание чувств, событий или явлений, которые и составляют всю интригу натюрморта.
Если на полотне присутствовал череп, то это символизировало быстротечность земного бытия, композиция со специями, фруктами, фарфором или серебром должна была подчеркнуть статусность и состоятельность владельца картины. Наличие большого количества заморских и дефицитных в средневековой Европе вещей скорей всего говорила об удачливости и отваге купца, ведущего торговые дела в самых удаленных уголках мира.
Натюрморт сохранял свою консервативность вплоть до середины XIX века, когда в этот жанр ворвались художники новой волны искусства и изменили его, экспериментируя и дополняя привычные понятия. Но и они уделяли его созданию немало времени и сил, ведь только великолепно исполненный натюрморт способен привлечь зрителя и покупателя.